Робота над проблемною темою

Развитие вычислительных навыков младших школьников

Последнее время возрастает число детей, которым учиться трудно. Наиболее распространёнными причинами такого явления выступают, с одной стороны, недостаточный уровень умственного развития, в частности, плохое развитие логического мышления, с другой стороны, низкий уровень личностного развития, в частности, волевой регуляции детьми своего поведения. Особенно сложным, с этой точки зрения, является период перехода выпускников начальной школы в среднее звено. Новые условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию обучающихся, а также к степени сформированности у них учебных знаний, умений и навыков.

Основными навыками, которые должна сформировать начальная школа, являются навык чтения, навык письма и вычислительный навык. От уровня сформированности этих основополагающих навыков во многом зависит формирование личности ребёнка, становление его отношения к учению, школе, учителям, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
Подготовку к изучению таблицы умножения целесообразно начинать также в 1 классе с игры «Ритмический счёт» [2]. Разбившись парами, и стоя лицом друг к другу, дети считают молча «про себя», одновременно выполняя под счёт движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которые ведётся счёт (через 2- 2, 4, 6, 8…, через 3- 3, 6, 9, 12…). Называя кратное, дети касаются ладонями друг друга. Остальные движения могут проявляться произвольно.
В итоге синхронного выполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые обучающиеся проговаривают вслух. Таким образом не только быстро усваивается устная нумерация натуральных чисел, но и фактически выучивается таблица умножения задолго до её введения. Вместе с тем, «ритмическая музыка», которая звучит в классе, объединяет детей, вырабатывает у них чувство защищённости, снимает напряжение от пассивного восприятия. Поэтому целесообразно систематически использовать ритмические игры для проведения физкультурных минуток.
Счёт через 2
Хлопнуть в ладоши (1), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (2) и т.д.
Счёт через 3
Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (3) и т.д.
Счёт через 4
Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться левой ноги (2), хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (4).
Счёт через 5
Коснуться руками ног (1), коснуться правой рукой левого плеча (2), коснуться левой рукой правого плеча (3), хлопнуть в ладоши (4), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (5) и т.д.
Счёт через 6
Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться рукой левой ноги (2), коснуться правой рукой левого плеча (3), коснуться левой рукой правого плеча (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (6) и т.д.
Счёт через 7
Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться двумя руками до плеч (5), хлопнуть в ладоши (6), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (7) и т.д.
Счёт через 8
Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться правой рукой до правого плеча (5), дотронуться левой рукой до левого плеча (6), хлопнуть в ладоши (7), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (8) и т.д.
Счёт через 9
Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться правой рукой до правого плеча (5), дотронуться левой рукой до левого плеча (6), дотронуться до головы (7), хлопнуть в ладоши (8), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (9) и т.д.
Начинать надо медленно со счёта хором до 20 и обратно и одновременного выполнения движений для счёта через 2, когда дети не будут задумываться над последовательностью движений и смогут сосредоточить своё внимание на проговаривании кратных, можно перейти к счёту через 2 (снять проговаривание чисел 1, 3, 5, и т.д.). Темп должен быть таким, чтобы у детей оставалось ощущение успеха. К следующему типу ритмических упражнений (счёту через 3, 4 и т.д.) целесообразно переходить лишь тогда, когда предыдущие упражнения отработаны в достаточно быстром темпе, стали привычными для детей, и каждый ребёнок класса легко проговаривает кратные чисел без выполнения движений.
Применение ритмических игр очень важно для двигательного и эмоционального развития, мышления, внимания, умения общаться, происходит необходимая психологическая разгрузка.
Эффективно применение игровых приёмов, например, игры «Самый быстрый счётчик» на отработку устных вычислительных навыков на все 4 арифметических действия.
В формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации велико значение такого этапа урока математики, как устный счет. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока. Они должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
 Устные вычисления на нахождение суммы, разности и т.д.  с регулярно изменяемой формулировкой задания.
- Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?
- К числу 25 прибавь сумму чисел 17 и 15.
- Первый множитель 9, второй 3. Чему равно произведение?
- От числа 76 я отняла число 28. Какое число я получила?
- Из суммы чисел 23 и 17 вычти 25.
- Сколько будет, если 9 разделить на 3?
- Какое число надо прибавить к 29, чтобы получить 50?
- Если к 18 прибавить задуманное число, то получится 59.
Какое число я задумала?
- Я задумала число, прибавила к нему 17 и получила 31.


1.2. Правила геометрии. Единицы измерения.
- Найди периметр треугольника со сторонами 12, 14, 15 см;
- Найди периметр квадрата со стороной 15 см;
- Переведи в см 2дм1см.

           
1.3. Разностное сравнение чисел.
- На сколько 18 меньше 36?
- На сколько 100 больше 25?

1.3. Умение ориентироваться в числовом ряду. Разряды чисел.
- какое число при счете следует за числом 80;
- какое число больше 8 и меньше 10;
- какое число в числовом ряду стоит между числами 28 и 26;
- назови  число, в котором 9 десятков и 2 единицы;
- от числа 28 отнимите 1 десяток.
1.5. Задачи «с подвохом». 
- Две лошади проскакали 20 км. Сколько км проскакала каждая из лошадей?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,
2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
Задания на выявление закономерности, сопоставление, поиск правильного варианта ответа.

-  разгадай правило, по которому составлены схемы, вставь пропущенные числа:
8 + 26 + 490 - … … - 40
10, 20, …, …
- найди примеры с ответами 9, 11.
7 + 53 + 811 – 0
12 + 19 - 21 – 1
18 + 96 – 100 – 3
И т.д.
- соедини пример с правильным ответом:
125 + 30         85
181- 96           155

Комментариев нет:

Отправить комментарий