Російська мова

Несколько правил легкого запоминания правил русского языка

Буква Ы после Ц
Цыган на цыпочках к цыплёнку подошёл и цыкнул "Цыц!".

Двойное Н в прилагательных с суффиксом -ян(н)
Посмотрите на окно:
В окне стеклянное стекло,
Рамы деревянные,
Ручки оловянные.

Наречия на шипящую Ь
Уж замуж невтерпеж.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь -
черточку не забудь.
А частицы же, бы, ли
Ты раздельно запиши.
Ударение в словах
Долго ели тОрты -
Не налезли шОрты!
Срубили ель,
сорвали щавЕль.
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Фёкла красная, как свЁкла!
Надевать и одевать
Одевать (кого?) Надежду
Надевать (что?) одежду.
Названия падежей
Иван
Родил
Девчонку
Велел
Тащить
Пелёнку.
11 глаголов-исключений
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Глаголы c -ся
Кто в глаголах пишет ЦА,
- настоящая овца.
Безударные гласные
Если буква гласная вызвала сомнение -
Ты ее немедленно ставь под ударение!
Собирать, стирать, задира -
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Непроизносимые согласные в корне
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!

Шомпол, чопорный и шоры, шов, крыжовник и обжоры, шоколад, шоссе, шофер —
 вот и весь набор.... 
Дефис в неопределенных местоимениях То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.... 

Либо, кое, ка, нибудь, 
То, таки не позабудь 
Написать через дефис, 
Как предлог со словом из.
 (из-за, из-под)
 ***
 Кое, либо, то, нибудь 
Черточку-то не забудь,
 А частицы же, ли, бы 
Ты раздельно запиши. 
*** 
Либо, кое, то, нибудь
 надо черточкой стянуть!... 
Н и НН в прилагательных 
Онн, енн – пиши два Н;
 ан, ян – пиши Н один! 
 в ИН пиши н один, 
но если Н в корне была,
 смело пиши их там два! 
Прилагательные с суффиксом -ЯН-: 
исключения: посмотрите на окно, 
чтобы вспомнить, в каких прилагательных 
пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло,
 деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.... 
Непроизносимые согласные
До чего ж сегодня день чудесНый,
 СоЛнце в небе празДнично горит, 
Освещает месТность и окресТность, 
И теплом своим серДца бодрит, 
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза, 
Потому что ей пастух суровый 
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал. 
Носки и чулки Носки короткие – слово длинное: носков, 
Чулки длинные – слово короткое: чулок. 
Последовательность знаков препинания 
Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков 
в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), 
используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, 
поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, 
то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».... 

Согласные 


Все согласные глухие в предложении: 
Степка Фец, хочешь щец? или: – Степка, хочешь щец? – Фи!
 Все согласные звонкие в предложении:
 Где жизнь была в мире + й 
Спряжение глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть,
 Дышать, слышать, ненавидеть,
 И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. 
Гнать, держать, смотреть и видеть, 
Дышать, слышать, ненавидеть,
 И зависеть, и вертеть,
 И обидеть, и терпеть – 
Вы запомните, друзья, 
Их на Е спрягать нельзя.
 Ко второму же спряженью 
Отнесем мы без сомненья 
Все глаголы, что на —ить, 
Исключая брить, стелить. 
А еще: смотреть, обидеть, 
слышать, видеть, ненавидеть, 
гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. 
*** 
Слышать, видеть, ненавидеть, 
И зависеть, и обидеть, 
Гнать, держать, терпеть, вертеть, 
А еще дышать, смотреть!
 ***
 Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): 
если за корнем А, в корне пиши И.
 Например, блИстАть.
 *** 
СКАК напишем только так, СКОЧ без о писать невмочь.... 

Правописание:


 Ввиду дождей, вследствие бури
 Вместо тепла ветры подули. 
По причине такой в течение дня,
 в продолжение суток 
Насчёт погоды идёт пересудок.
 Волнует не то, ждать ли тепла,
 А как писать эти слова: 
Грома гремели в течение суток,
 В течении реки прорвало запруду.
 Имейте в виду, чинить я не буду, 
Лучше приму я участие в следствии
 Об этом грамматическом стихийном бедствии.
 Выучу впоследствии.... 

Правописание безударных гласных в корне


Упражнение 1.
Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с оглушёнными согласными в середине слова и в конце слова.
Устно подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.
Клуб, гриб, улыбка, народ, город, сад, обед, загадка, вперед, лодка, мороз, сказка, нож, рожь, кружка, подружка, друг, снег, лев, рукав, травка, автобус.
Сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот; зеленый лук, цветочный луг; средний род, красивый рот.
Упражнение 2.
Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Объясните орфограммы, подберите проверочные слова.
Морковь, год, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, сапог, рассказ.
Красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов.
Рыбка, лапка, ложка, блузка, грядка, походка, лошадка, крошка, ножка, повязка, указка, загадка, палатка, лепешка, стружка.
Жидкая кашка, резкий ветер, редкий лес, сладкий пирог, гладкая дорожка, мягкий хлеб.
Скользкий лёд, узкий пояс, легкие сапожки, робкие ребятишки, близкий друг, низкая коляска, крепкие орешки.

Правописание парных звонких-глухих согласных


Упражнение 1.
Вставить нужные буквы, подобрать проверочные слова
Ено. - красавиц смотрит вни.,
Там потянулась сла.ко ры .ь,
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над нерпою ревет,
И белый голу. ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
Упражнение 2.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Ловок — ло . кий. Скользок - сколь . кий.
Гибок - ги . кий. Резок - ре .кий.
Гладок - гла, кий. Робок - ро . кий.
Сладок - сла . кий. Лёгок - ле . кий.
Близок - бли . кий. Крепок - кре . кий.
Упражнение 3.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Получить бага . , выйти на бере ., найти кла ., отправиться в похо ., букет ро ., ветки бере ., автор кни ., запах тра ., проливной дож . ь, вкусный обе ., широкий пру ..

Типы текстов

Определите тип текста, докажите свою мысль
1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
  5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их.







Сочетания ЧК, ЧН

Упражнение 1

 


Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Упражнение 1


Комментариев нет:

Отправить комментарий